Шкільні події

Місце за партою.

В последние годы у родителей дошкольников появилась новая проблема: выдержать собеседование в первый классс. В общеобразовательные школы конкурсный отбор не проводится- во всяком случае, так говорит закон. Сложнее со специализироваными школами, гимназиями, лицеями – здесть придеться пройти собиседование, что для шестилетнего ребенка может стать непростым испытанием. Но даже если вас устроит обычная школа, то совсем без знаний ребенку будет некомфортно. Так что долгую зиму можно использовать для подготовки, ведь собеседования для поступления в школу начинаются весной.

 

Киевлянка Ольвия Гусак уже год занимается со своим сыном Марком. «Сначала мы стали ходить на занятия с логопедом, а затем решили заодно готовиться к школе – так было проще выполнять логопедические упражнения, - рассказывает мама дошкольника. – Готовимся по специальным тетрадям для дошкольников, рекомендованным МОН. Ежедневно занимаемся около получаса. Поскольку мы начали ещё с 5 лет, думаю, всё успеем. Но, если честно, многие задания кажутся мне довольно сложными для его возраста». Так, пособия для подготовки к школе предполагают, что ребёнок должен знать три и больше видов зверей, птиц и рыб своей местности, два вида бабочек и жуков, шесть представлений о движении планет вокруг солнца, уметь записывать звуковые схемы слов.

         «Требования сейчас завышенные, и у родителей другого выхода нет, кроме как самим научить детей читать, писать, считать, или найти опытного тренера», - говорит преподаватель учебного центра ТЕТРА Наталья Рудинская. – Если раньше в школе всему обучали с нуля, то сейчас неподготовленные ученики быстро начинают отставать. Года полтора назад к нам на курсы приходили ученики 2-3 класса. Сейчас родители начинают заранее – приводят дошкольников 5-6 лет».

Пройти собеседование.

Собеседование нужно пройти для поступления в первый класс только специализированной школы. По н6ины действующему закону гимназия начинается с 5-го класса, а лицей – с 8-го. А потому начальные школы при них – обычные и не предполагают конкурсного отбора. Согласно приказу МОН 2003 года, во время собеседования которое длиться не дольше 30 минут, проверяют готовность ребёнка к системному обучению, причем делают это в присутствие родителей. Не допускается проверка знаний и умений, выходящих за рамки программ дошкольных заведений. То есть уметь читать, писать и считать ребёнок вовсе не обязан.

(!) Это важно. Все задания для конкурсного отбора утверждаются районными управлениями образования.

Выполнить задание. «Максимальный набор у нас -  два первых класса, 60 человек, а желающих обычно больше: бывает и по двое, и по трое на место», - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №117 им. Леси Украинки Инна Огородник. – Собеседования проводится с 1 апреля, а запись мы открываем заранее – с 15 марта. В присутствии родителей ребёнок отвечает на вопросы и выполняет задания. Комиссия состоит из трёх членов: это заместитель директора, психолог и учитель начальных классов, который набирает 1 класс. Мы проверяем речь, мышление, память, внимание, пространственное воображение и общее развитие дошкольника. Считать и писать не просим – этому должны обучить в школе. Результат собеседование фиксируется в протоколе, который подписывают родители. После того как прослушали всех желающих, мы сравниваем результаты, выстраиваем рейтинг и определяем 60 лучших».

Правила вроде бы одни для всех, но на практике в разных школах собеседования проходят по-разному. Родители жалуются даже на конкурсные отборы в обычных школах, где их в принципе быть не должно.

Что будут спрашивать при отборе.

«Первый мой совет родителям: отдать ребенка в детский сад, где специалисты помогут развить мышление, речь, память и т.д. – Говорит Инна Огородник. – Я рекомендую заведения, которые работают по программе «Уверенный старт». Кроме того, детки после садика легче идут на контакт во время собеседования. Можно, конечно, подготовить ребёнка и самостоятельно по пособиям – сейчас их выпускают много. Так же я советую обратиться к логопеду, который поможет ребёнку развить речевой аппарат».

По словам Наталии Рудинской, для поступления в первый класс ребёнок должен уметь находить отличия, например, на двух почти одинаковых картинках. Также требуется уметь выделять лишнее, или находить, чего не хватает, уметь обобщать, то есть называть разные предметы одним словом (например, дуб и клен - это деревья). Будут проверять и память — например, покажут 12 картинок, и хотя бы половину из них нужно запомнить.

Математика.

"Судя по отзывам родителей, в разных школах ожидают, что первоклассник будет считать туда - обратно до 10, 20 или 50", — говорит Наталья Рудинская. Также они должны уметь вычитать и складывать хотя бы в пределах 1 десятка" в пособиях для дошкольников есть задачи на сложение и вычитание, — рассказывает Ольвия. — например:" от камня до дерева 3 шага, от дерева до речки четыре шага, сколько шагов от камня до речки?". Но что меня поразило больше всего, так это знаки " больше" и " меньше". Например, даётся 50 и 15, и нужно поставить знак. У нас этого не было даже в младшей школе".

Чтение и письмо.

"Желательно, чтобы дети хотя бы читали по слогам и могли записывать простые слова, — рассказывает Наталья, — раньше в первом классе дети много писали в прописях, сейчас этому уделяют мало внимания". В пособиях для дошкольников есть много заданий, которые помогут подготовить руку к письму, есть, собственно, и прописи. «Да, специальных заданий на письмо во время тестов не дают, но часто просят подписать листочек — нужно уметь написать свое имя", — говорит Ольвия.

Звуковой анализ.

Многих родителей повергают в недоумение задание такого рода. Ребёнку нужно передать звучание слова, при этом гласные звуки обозначаются точками, согласные — чёрточками, а мягкие согласные — двумя чёрточками.  Также нужно уметь разделять слова на слоги и ставить ударение. «Трудно понять, зачем это детям», — говорит Ольвия. — возможно, чтобы ребёнок мог проанализировать слова и более чисто его произносить. Марку звуковой анализ давался тяжело, и я даже не хотела много времени на это тратить. Делала задание сама, он просто смотрел, а со временем начал и сам писать".

Графический диктант.

Ребёнок рисует по клеточкам на тетрадном листе.  Учитель диктует действия, которые нужно выполнять относительно начальной точки, например: "Две клетки вправо вниз, три клетки влево вверх".  По этим указаниям ребёнок рисует линии, которые должны затем сложиться в рисунок. Это упражнение развивает пространственное воображение ребёнка. "Во всех школах, которые мы рассматривали, при поступлении дают эти графические диктанты, — говорит Ольвия. — Тяжело воспринимать задание на слух, я сама иногда на несколько секунд зависаю".

Вопросы на засыпку.

Общее развитие проверяют, задавая вопросы об окружающем мире.  Так, ребёнок должен отличать объекты живой и неживой природы, знать Времена года, дни недели, праздники. "Меня удивили вопросы по Солнечной  системе в этих пособиях, например, какая планета дальше всего от Земли,-  делится Ольвия. — Неужели шестилетний ребёнок должен знать это? Впрочем, эти задания обозначены как дополнительные, надеюсь, на собеседованиях их не будет.

Мария Ряполова

За матеріалами газети

«Сегодня»

Facebook

Twitter

Google Plus

YouTube

ЗНО та ДПА