Шкільні події

Есть такое выражение — "адвокат дьявола". Многие ошибочно полагают, что задачей его было — защищать Сатану во время судебного процесса. Дескать, судили нечистого в Средневековье по всем правилам. Сторона обвинения. Сторона защиты. Присяжные. Прокурор обвиняет. Адвокат приводит аргументы в пользу обвиняемого.

Но никому в голову даже не пришло бы тащить падшего ангела в какой-нибудь Парижский или Нюрнбергский суд XV века. Сатана был неподсуден, как и Бог. Он часть средневекового представления о мире — начало Зла. Как же можно его судить, если без него, как говорится, никак? Судить могли подвергшегося его нехорошему влиянию — еретика, прелюбодея, содомита. Но никак не самого Вельзевула.

 

И все же адвокат дьявола действительно существовал и получал зарплату за свои услуги правосудию. Он вступал в дело только, когда нужно было определить: праведник человек или только прикидывается? Правильнее было бы назвать его "адвокат ОТ дьявола". Чтобы было понятнее.

Уже в те далекие времена Западу было свойственно юридическое мышление. У нас святых определяли на глазок. Чувствует народ, что от какого-нибудь отшельника исходит необыкновенная благодать, тянутся к нему люди, и пошла информация "наверх" — к патриарху. А там, после смерти праведника, обычно и провозглашали его святым, не особенно разъясняя прихожанам тонкости процедуры канонизации.

В Европе же, чтобы стать святым, требовалось пройти через скучную процедуру настоящего судебного процесса. Тоже, естественно, после отбытия в мир иной. Ведь кому нужны живые святые? Он, понимаешь, святой, а ты кто? Обидно же! Отсюда и выражение: "Ты что, святая?", которым обмениваются частенько повздорившие бабы.

Должность адвоката дьявола ввел в 1587 году Римский Папа Сикст V. Этим он, в основном, и вошел в историю. Хотя был личностью незаурядной — первым славянином, ставшим главой католической церкви. Задолго до всем известного поляка Иоанна Павла II. Но об этом чуть позже. А пока — о защитнике, выступавшем от имени Князя Тьмы.

Функция адвоката дьявола состояла в том, чтобы собрать все аргументы ПРОТИВ канонизации кандидата в святые. А может, покойный тайно пьянствовал? Или бегал по мальчикам? Был зоофилом? Или, наоборот, сверх меры налегал на угождение не Богу, а прекрасному полу? Разве же можно пропустить в сонм ОФИЦИАЛЬНО призванных праведников случайного человека? А то и преступника!

А ведь такие случаи до введения должности "адвоката дьявола" встречались неоднократно! Что позволяло критикам церкви откровенно издеваться над ее постановлениями. К примеру, известнейший специалист по тайнам "святых" Лео Таксиль писал в книге "Священный вертеп", вышедшей в Париже в 1879 году и наделавшей немало шума: "Святой Афанасий — епископ Александрийский, совершил немало убийств. Антиохийский собор отлучил его от церкви. Святой муж не растерялся и поддал анафеме всех епископов, которые выступили против него. Святой Либерий — тридцать восьмой папа, дважды отлучал Афанасия от церкви. Но это не помешало провозгласить Афанасия святым. Разберитесь сами в этих делах — я не в 

состоянии".

Представьте, вы — Римский Папа. А покойный кандидат в святые был вашим приятелем. И вы его по старой дру

жбе сделали святым. Вот чтобы избежать в этом тонком вопросе волюнтаризма, кандидата в святые до недавнего времени в католической церкви и судили посмертно! Что, по-моему, в высшей степени правильно. А то поналезут в святцы кто ни попадя, а ты потом бей им поклоны — башки не напасешься.

Отменил должность адвоката дьявола совсем недавно, в 1983 году, только знаменитый Римский Папа Иоанн Павел ІІ. Тот самый — добренький, который перед всеми извинялся за прежние грехи Католической церкви.

СЫН СРЕЧКО ПЕРИЧА. Но раз уж мы заговорили о Папе, который должность адвоката дьявола сократил, то давайте расскажем хоть пару слов о том, кто ее ввел. Сикст V не имел отношения к строительству Сикстинской капеллы, которую расписал Рафаэль. Это сделал его предшественник под номером четыре. Зато он прошел длинный и парадоксальный путь к вершинам церковной иерархии. Сделал отличную карьеру, как мы бы сказали.

Предки Сикста V были православными. Они происходили из Черногории. Папу его звали Сречко Перич — типичная черногорская или сербская фамилия. Он принадлежал, по одной версии, к роду Шишичей, а по другой — Свилановичей, и отличался большой охотой к перемене мест и мелкой коммерции. Поговаривали даже, что старик Сречко не брезговал темными делишками вроде контрабанды и отъема ценностей у зазевавшихся граждан незаконными способами. В любом случае, был это человек предприимчивый и совершенно лишенный комплексов, раз уж отеческое православие, не моргнув глазом, сменил на католицизм, чтобы убежать подальше от родных мест, где его слишком хорошо знали. Из городка Биела (Белая по-нашему) на северном берегу Адриатического моря Сречко переселился на его берег южный — в итальянский город Анкона, и объявил, что он теперь не Сречко Перич, а Феличе Перетти! Элегантно, правда? Не каждый Сречко так сможет.

У этого Сречко, превратившегося в Феличе, в 1521 году родился сын, которого он назвал точно так же, как и себя. Будущий Папа помнил о своем славянском происхождении, любил своих земляков и даже перестроил для них церковь Св. Иеронима в Риме, которую любили посещать католики, говорившие "по-иллирийски" — то есть на том языке, который мы обычно называем сербско-хорватским.

Маленький Феличе Сречкович прошел длинный путь от сына отца с темным прошлым до инквизитора в Венеции и генерала ордена францисканцев. Его отличали энергичность, красноречие и внешность головореза. Лучшего кандидата на высший церковный пост было не сыскать. Тем более что в окрестностях Рима промышляли целые банды разбойников, из-за которых было ни пройти ни проехать. Став Папой, Сикст V сразу же с ними расправился — пойманным любителям легкой наживы рубили головы и украшали ними дорогу к резиденции первосвященника — замку Св. Ангела. А так как новый Папа хорошо знал изнанку жизни на примере собственного отца и следственного опыта инквизитора, то ему пришла в голову еще и мысль расчистить ряды святых от всевозможных проходимцев — именно для этого он и ввел должность адвоката дьявола. Не знаю, как вам, а мне этот человек симпатичен — явный прагматик, не склонный обольщаться действительностью и знающий, что за всем нужен строгий присмотр!

НАЦИСТСКОЕ ЗОЛОТО. Однако по православию на Балканах этот Папа нанес существенный удар — именно он основал в 1589 году папский Хорватский колледж Св. Иеронима в Риме, немало поспособствовавший укреплению католицизма среди славян. Между прочим, происхождение основателя заведения и склонность к рискованным операциям его папаши отразилась на традициях этого заведения — туда традиционно шли учиться люди, склонные к риску и несколько двусмысленной предприимчивости. Даже сравнительно недавно, в 1999 году, Хорватский колледж Св. Иеронима оказался наряду с Банком Ватикана ответчиком по делу о так называемом "нацистском золоте", вывезенном усташами (хорватскими фашистами) из Югославии в годы Второй мировой войны.

Так что, по иронии судьбы, вроде бы типично западную, глубоко европейскую должность адвоката дьявола придумал… славянин. И это, в отличие от множества баек, — исторический факт, против которого, как говорится, не попрешь. Умные люди славяне. Ничуть не глупее других народов. К тому  же прекрасно разбирающиеся в нечистой силе.

Жаль, кстати, что Иоанн Павел Второй отменил изобретение Сикста Пятого! Теперь святым на Западе, как я понимаю, стать легче. Снова открыты широкие возможности для потусторонней коррупции. Лезет в святые снова всякая сволочь. А другие, наоборот, готовы душу дьяволу заложить от такой жизни, которую мы с вами имеем под управлением Князя Мира Сего, где сильный попирает слабого, а ложь выдается за правду.

Вдумайтесь, до какого состояния нужно довести человека, чтобы он ночью пошел на старую мельницу, где, по поверьям, живут черти, написал им записку своей кровью, завернул в нее камень и бросил в омут, присягнув, что отдает душу дьяволу в обмен на избавление от житейских проблем?

Обычно считается, что продажа души дьяволу — это сугубо европейская торговая операция. Ведь там, в Европе, намного раньше, чем у нас, узнали, что такое деньги и как их можно делать из воздуха. И даже из души. Ведь что такое душа — ПАР!

Однако в старину торговали с дьяволом душами и в Украине. Да и до сих пор приторговывают. Киевляне знают знаменитую "Браму Заборовского" в стене Софийского собора. Она названа так по имени киевского архиепископа XVIII века Рафаила Заборовского. Любой искусствовед вам скажет, какой это замечательный образец украинского барокко. Ну, барокко это, по моему мнению, так себе — какое-то сельское... А вот никто не хочет рассказывать, что был преосвященный Рафаил профессиональным охотником на нечистую силу. По должности ему было так положено…

В 1743 году киевский архиепископ Рафаил Заборовский рассматривал дело некоего Ильи Човпилы, "записавшегося кровью своею князю бесовскому и всем бесам в службу с душою и телом на тридесять лет".

Дело Човпилы, записавшегося черту "в наймы", началось в Лубенском полковом суде. Дошло до архиепископа. Тот доложил о нем самой императрице Елизавете Петровне. А та постановила Човпилу из Лубенского суда доставить в Киев к преосвященному Рафаилу "под крепким караулом для испытания, исследования и учинения, согласно Правилам Святых Отцов и Ея Императорского Величества указов". Правда, чем закончилось расследование, неизвестно.

Жаль, что окончание этого уголовного дела съели мыши, и мы не знаем, как наказали "душепродавца" Човпилу. Но обратите внимание на одну характерную деталь. Човпила не просто продавал душу дьяволу с концами, а СДАВАЛ ЕЕ В АРЕНДУ НА 30 ЛЕТ.

Вряд ли нашему герою было больше тридцати. Следовательно, он рассчитывал прожить еще столько же, то есть, как говорится, лучшие годы, получая все житейские блага за счет Сатаны. А потом, когда придет старость, немощь, и все мирское и скоромное утратит интерес, Човпила собирался забрать себе душу из аренды назад. Чтобы покаяться и попасть в рай. То есть он собирался прокинуть самого Дьявола. Как это по-украински!

Обмануть черта и Бога. Одним словом, в результате всех этих торговых операций Човпила собирался после Дьявола обмануть еще и Бога, впарив ему напоследок свою надкушенную чертом душу. Представляете, что это была за душа? Какую философскую вольнодумия ширь она вмещала?

Вы когда-нибудь задумывались, дорогой читатель, почему именно Украина подарила русской литературе и миру двух самых мистических писателей — Гоголя и Булгакова? Детективы тысячами штампует Москва. Она же славится производством дамских романов и научной фантастики. А мистика — это к нам, в Украину! Тут, где сходятся границы и западного, и восточного миров, человек и Бога, и черта чувствует особенно остро. Да и шайтан с мусульманского юга теребит. Поэтому у нас и праведник крепок невероятно, и грешник опускается в такие пучины, которые даже Сиксту Пятому не снились. Недаром говорили: если в Москве стригут ногти, то в Киеве режут пальцы.

В любом случае терять веру в себя не стоит. Даже в нынешние тяжелые времена. Конечно, везде ведьмаки, гоголевские панночки норовят проехать на тебе верхом… И чувствуешь себя эдаким Хомой Брутом, к которому подступает Вий. Но когда совсем станет страшно, и бесы обступят вас, вспомните оптимистическую фразу, которой заканчивается "Вий": "Славный был человек Хома! А пропал ни за что. А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся…" Помогает, как Святое писание. Потому что явно по Божьему внушению писались эти гоголевские тексты. Это и без адвоката дьявола ясно.

 

 

Олесь Бузина

За матеріалами газети

Facebook

Twitter

Google Plus

YouTube

ЗНО та ДПА