Счастье от ума

Общество становится более образованным. Это хорошо Дмитрий Табачник.

Одна из самых одиозных фигур современного украинского образования.  Одиозных и противоречивых. Одни сегодня считают  его великим реформатором украинского образования и поддерживают все его начинания. Другие же - критикуют за все  что он делает и о чем он говорит, обвиняя в росте коррупции и развале системе образования. Его выступления в Верховной Раде давно уже обрасли легендами. Давайте попробуем разобраться, так ли уж не прав был Дмитрий Табачник, находясь в должности министра образования и науки Украины, за что выступал и что предлагал. Об идеях создания образовательных округов, заключение контрактов с директорами школ и полного отказа от льгот при поступлении в вузы Дмитрий Табачник говорил с 2010 года.

Цитата месяца: 

«Школу превратили в царство репетиторов»

Д. Табачник

Финансировать образовательные округа

- Дмитрий Владимирович, мы видим, что ситуация с дошкольным образованием с каждым годом все сложнее - детсадов не хватает, воспитатели получают нищенскую зарплату. Как ваше министерство планирует улучшить ситуацию?

- Это - один из важнейших приоритетов МОН. Мы начали разработку нового госстандарта дошкольного образовательно-воспитательного цикла. Независимо от того сколько лет будет длиться обучение в средней школе, необходимо сделать обязательным год дошкольной подготовки малышей - чтобы заложить в них коммуникативные навыки, склонность к получению знаний.

Сейчас мы разрешили районным и сельским советам создавать школы-садики. Наша стратегическая задача - охватить дошкольным образованием 95% детей. Со следующего бюджетного года мы попытаемся повысить зарплату воспитателям.

Я убежден, что мне удаст-ся ввести контракт для директоров школ. Сначала директора этого боялись, а теперь говорят, что лучше пройти защиту контракта, чем каждую четверть выяснять отношения с местными управлениями образования. Схема проста: новый директор получает первый контракт сроком на год, далее, если год прошел успешно, - на 2-3 года. И уже контракт третьей степени можно заключать на срок до 5 лет. Это позволит в значительной степени автономизировать школы.

- Вы заявляли, что нужно сохранить все сельские школы. Но мы знаем, в каком состоянии они находятся: иногда по 2 ученика на одного учителя, нет денег на логопедов, социальных, медработников.

- Я говорил, что нельзя поднимать вопрос об оптимизации сети сельских школ, пока не решен транспортный вопрос. Сейчас мы предложили проект постановления Кабмина о создании образовательного округа, который бы позволил без администрирования объединять в единое целое колледж, школу, детсад, что поможет нам сконцентрировать на небольшой территории целый ряд усилий.

Мы уже дважды встречались с экспертами Мирового банка, и они поддержали нашу идею собрать воедино 3 компонента. Мировой банк дает деньги на ремонт и реконструкцию только тех сельских школ, которые войдут в такие округа, государст-во покупает автобусы, мест-ные органы власти готовят проектно-сметную документацию.

Верните геометрию Погорелова

- В последние годы пропасть между обществом и школой растет. Дети перестали уважать учителя, а он приходит в класс и говорит, что за 1200 гривен в месяц не будет их учить ничему, что не предусмотрено программой. Нередки поборы с родителей только за то, чтобы ученик усвоил элементарную школьную программу.

- МОН категорически запрещает директорам и завучам участвовать в финансовых делах. А прямой запрет на поборы родительских комитетов не поможет. Мы должны совместно подумать о том, как поднять авторитет школьного учителя. Необходимо повышать качество педобразования, усовершенствовать психологический и мотивационный отбор педкадров. Почему в Российской империи директора и преподаватели гимназий были состоятельными людьми? Они давали образование 5% населения. Когда весь мир перешел на обязательное среднее образование, а некоторые страны уже думают об обязательном базовом высшем, профессия педагога перестала быть элитарной. Сегодня в средних школах Украины работают 486 тыс. педагогов. Но самое главное - учителя нужно вооружить современным инструментарием.

- Не секрет, что качество украинских учебников уступает даже качеству российских. Почему это происходит?

- Качество учебников резко упало после того, как они подверглись политизации и стали предметом серьезного бизнеса. Политиканы приняли решение о том, что автором украинского учебника может быть только гражданин Украины. И лучший учебник по физике великого советского ученого Исаака Кикоина был выброшен на помойку. Преподаватели математики просят только об одном: «Верните нам учебник по геометрии Алексея Погорелова - и считайте, что ваша каденция удалась».

Я уверен, что не бывает австрийской, бельгийской или нидерландской физики. Во всех нормативных актах МОН было записано: «Мы должны добиваться украиноведческого содержания предметов». Объясните мне украиноведческое содержание астрономии, черчения, геометрии!

Кроме того, в последние годы частные издательства вели к катастрофе госиздательство «Освіта». Мы кость-ми ляжем в этом году, но реанимируем его. Нужно только обеспечить ему госзаказ.

Нужно пересмотреть слабые качества учебных программ, и тогда учебники автоматически лягут в их русла. Мы сейчас работаем над новыми госстандартами всех предметов.

- Какая судьба ждет внешнее независимое тестирование?

- Защитникам этой системы рекомендую зайти на веб-сайт Конгресса США и прочитать один из законопроектов, которым предлагается отменить тестирование как систему, отупляющую американскую нацию.

Когда в этом году произойдет «разбор полетов» по тестированию, многие вещи станут понятны. Приведу один пример: в 2008 году школьники Украины получили 20 219 золотых медалей, в 2009-м - чуть больше 7 тысяч. Демографически годы были равными.

Разве не страшно, что КПИ и Львовский политехнический принимают только абитуриентов, набравших по физике и математике 180 баллов и выше? После первого семестра в КПИ 64% первокурсников не смогли сдать экзамен по физике и 53% - по математике.

Эта «угадайка» привела к тому, что старшеклассники перестали учиться, работать над аттестатом, уважать учителя. Это - превращение школы в царство репетиторов. Почему нельзя было создать банк тестовых заданий и разместить их на сайте

Я подписал приказ о том, чтобы для детей, которые не смогли явиться на тесты, опоздали или плохо себя чувствуют, были определены другие дни тестирования. В идеале должно быть, как в США, несколько тестирующих сессий в год.

В университет - по знаниям

- Мы знаем, какое количество управлений образования осталось с советских времен. Нужно ли оптимизировать эту сеть? Ведь там работает масса людей, которые просто ведут бумажную документацию...

- Мало того, они обучают местные администрации до предела загружать школы отчетами. Их приказы - просто фантастика: «Дайте мониторинг оценок по таким-то предметам в сравнении за февраль и март». Зачем?

Я обратился к премьер-министру с просьбой обязать КРУ, налоговую, Санэпидстанцию и местные органы власти забыть дорогу в школы в мае и июне, пока идут экзамены и выписка аттестатов. Премьер поддержал эту новацию. Точно так же мы будем вводить мораторий на проверки вузов в июле-августе.

Нужно оптимизировать сети местных управлений образования. Но центральные аппараты мы сократили до такого уровня, что это имеет обратный эффект. В советской Украине существовало Министерство народного образования, Министерство среднего специального и высшего образования, Государственный комитет профессионально-технического образования. В этих трех ведомствах работало 720 человек. За годы независимости количество вузов в Украине утроилось, а в МОН работает 261 человек. Число же студентов выросло более чем в 5 раз.

- Но хорошо ли это? 80% выпускников идут получать высшее образование...

- Я думаю, это хорошо. Общество становится более образованным. Германия - самая экономически развитая страна Европы - ставит задачу, чтобы все члены общества со временем получили высшее образование. Я думаю, что даже в рабочей профессии человек с высшим образованием более производителен. Главный лозунг Европы - «Образование на протяжении жизни». Приобретение мобильности и новых компетенций безусловно проще для человека, уже имеющего высшее образование.

- Как сокращать количество вузов и специальностей в свете того, что Болонская система переживает кризис?

- Система высшего образования в мире переживает серьезный кризис - оно стало массовым. Тяжелая демографическая ситуация в Украине станет катализатором оздоровления высшего образования. Выживут только те вузы, которые будут предоставлять самые качест-венные услуги. Стране не нужно 882 вуза. Думаю, что нужно в корне менять систему льгот при приеме. Но МОН этого сделать не может - нужен закон. Я бы предложил составлять список 500 нужных государству профессий и не позже 1 февраля публиковать их. Льготники смогут выбрать специальность из этого списка, реализуя свое право на бесплатное образование. А в будущем от льгот при поступлении в вузы нужно отказываться вообще. Потому что в университет нужно поступать только по знаниям.

Марина Бердичевская

Цитата года:

«КРУ и налоговая должны забыть дорогу в школы»

                  Д.В.Табачник 

 

По материалам газеты

«Аргументы и факты в Украине


Друк   E-mail