Про етикет (як правильно робити подарунки), про супутники землі та про інше…

Перегляди: 834

Чергова порція корисних цікавинок для допитливих..

І. Не даруйте коханій чулки.

Періодично у нашому житті трапляються приводи для подарунків – весілля друга або день народження коханої. Ми хапаємо незмінну пляшку шампанського та підемо вітати. Чи невже немає інших альтернатив?!

Умение дарить подарки – в какой-то степени талант. Подарок должен быть не только к месту, но и правильно преподнесен.

Если с именинником вас связывает давняя дружба, можно оговорить с ним будущий подарок. Для остальных случаев воспользуйтесь этим небольшим списком предметов, пригодных для презента в различных обстоятельствах. 

Подарки официальные: цветы, художественно оформленные изделия, хорошее вино (для взрослых), конфеты в коробке.

Предметы гардероба: сумка, шарф, тапочки, мужская рубашка, очки от солнца.

Гастрономические: торт, чай хорошего сорта, кофе, шоколад, апельсины.

Косметика: духи, оригинальный крем для бритья, шампунь, соль для ванны, косметическая сумка.

Ювелирные изделия – натуральные и искусственные: запонки, ожерелье, клипсы, браслет, брошь. Искусственные украшения должны быть самыми модными.

Подарки в хозяйстве: дорожный утюг, ночничок, чайник со свистком, скатерть с салфетками, чайный л или кофейный сервиз.

Курящему приятелю можно подарить блок сигарет того сорта, который он всегда курит, или тех, которые ему нравятся, но сам он их редко покупает. Подойдут также зажигалка, красивая пепельница, для любителя – коробка сигар.

Можно ли дарить деньги? Несомненно, они всегда кстати. Однако, как раз эта откровенная практичность чаще всего лишает подарок привлекательности.

Вот и все премудрости. Осталось лишь добавить: хорошо подумайте, прежде чем купить своей любимой что-нибудь интимное, к примеру, колготки или бельё. Здесь легко ошибиться и праздник будет испорчен. 

 

 

Максим Сомов  

 

Говорять супутник Землі. 

 Не каждому удавалось встречать восход солнца, ведь в это время спится так хорошо, что никак не открыть глаза. Даже если тебя пообещали взять на рыбалку. Но вряд ли найдётся человек, не видел заката. И наверняка, ловя последний лучик заходящего дневного светила, вы задавали себе вопрос: «А почему ещё долгое время после того, как солнце уже скрылось за горизонтом, всё ещё светло?». Ведь, казалось бы, сразу же должна наступить темнота. Да и рассвет наступает задолго до того, как появится солнце. Отчего? 

Ответ на этот вопрос, как нам сейчас кажется, чрезвычайно прост. Дело в том, что в атмосфере Земли и околоземном пространстве носится множество микроскопических пылинок. Солнечный свет, как от множества поднятых ввысь зеркалец, отражается от них и рассеивается в разные стороны. Вот из-за этого существуют рассветы и сумерки. Зачем мы рассказываем здесь об этом? Для того, чтобы перейти к более сложным, хотя и похожим явлениям. 

Все, кому посчастливилось побывать в тропиках, любят рассказывать о том, что они видели зодиакальный свет. «После полуночи на ночном тёмном небе появляется светлая полоса», - говорят они. А кто знаком с астрономией, добавляют: «Она расположена вдоль созвездий Зодиака». Ещё в Древнем Египте жрецы обращали внимание на это необычное явление. Но многие века люди только любовались им, не пытаясь его как-то объяснить. И лишь с XVIII века началось его изучение. Тогда же оно и получило своё название: «зодиакальный свет».

Удаётся его наблюдать и в нашей бывшей стране, правда, только в южных широтах и то дважды в год: весной и осенью. Весенними вечерами, едва угаснет зоря, из-за горизонта встаёт серебристый светящийся клин. Опираясь широкой частью на горизонт, это свечение тянется своей вершиной к зениту. Оно настолько ярко, что вполне может соперничать с Млечным Путем, а иногда даже и превосходит его. 

Многие годы зодиакальный свет был для астрономов источником споров и разногласий.   Но лишь после того удалось снять его спектр и показать, что он одинаков со спектром нашего дневного света – Солнца, учёным стало ясно, что это явление связано, так же как и сумерки, с отражением солнечного света от пылинок, имеющихся в космосе.

Но сколько же нужно пыли, чтобы она смогла образовать зодиакальный свет? Ответ на этот вопрос дал академик В.Г. Фесенков. По его расчетам выходило, что не так уж и много: одна ничтожна малая пылинка может быть удалена от другой примерно на километр. И этого, казалось бы, незначительного количества вполне достаточно, чтобы образовать на ночном небе призрачно-светлый конус, который так притягивает взоры моряков и туристов.

Теперь вряд ли кто верит в существование «небесной тверди». Так мало осталось и людей, кто на вопрос: «Что такое межпланетное пространство?» - ответ: «Это нечто – пустота, через которую лишь время от времени проносятся кометы или рой метеоритов». Сейчас уже всем известно, что от Солнца – этой громадной термоядерной топки – в космическое пространство нескончаемым потоком изливаются световые частицы – фотоны, ядра водорода и самые мельчайшие из «кирпичиков мироздания», всепроникающие частицы – нейтрино. Кроме них, между планетами постоянно путешествует множество различных осколков твердых тел, от самых маленьких, не видимых глазом пылинок, до огромных, достигающих нескольких километров глыб. Так что космос не так уж и пуст!

Вот пронеслась красавица комета; её хвост великолепным шлейфом протянулся на миллионы километров. Такую «небесную странницу» мы можем увидеть невооруженным глазом. А это, поменьше, можно рассмотреть лишь в сильный телескоп. Легко заметить и метеоры. Правда, лишь те, которые на своём пути встретились с Землей – они яркой ниточкой перечёркивают чёрное ночное небо. (Увидев такую «падающую звезду», как их ещё называют, принято загадывать желание). Но космическую пыль так легко не увидишь. Хотя, двигаясь по своим орбитам вокруг Солнца, пылинки постоянно сталкиваются с воздушным одеялом нашей планеты, для нас эти события остаются совершенно незамеченными. Так как же можно узнать о существовании космической пилы? По зодиакальному свету? Но это пока лишь теоретические рассуждения. А как подтвердить их экспериментально? 

Сейчас, когда на орбиту вокруг Земли уже выведено несколько сотен искусственных спутников, когда человек запускает автоматические станции к другим планетам, удостоверится, есть космическая пыль или её нет, можно. Это стало не только осуществимо, но даже необходимо, так как исследование в космосе нужны не только для тех или иных теоретически робот, они стали необходимыми и для практики. Человек вышел в космос, и, вероятно, недалёк тот час, когда его нога ступит на соседние с Землей планеты. Но перед этими астронавтами предстоит длительный перелёт через бездны космоса. К такому путешествию надо готовится особенно тщательно. Надо предусмотреть всё, что может произойти при перелёте, все предугадать. 

Столкновение с большим космическим телом. Их так любят живописно преподносить читателю авторы фантастических произведений. А возможны ли они на самом деле? Конечно, возможны, но теоретические расчеты показали, что вероятность таких происшествий ничтожно мала. Это подтверждает и жизнь, ведь сколько автоматических станций, сколько спутников спокойно «бороздят» космические океаны. Другое дело – столкновение с малейшими твёрдыми частичками. Вы скажите, что они слишком малы, чтобы повредить космические корабли. Да, это так. Но и они могут наделать очень много бед, так как, несмотря на малую величину обладают чрезвычайно большой скоростью – превышающей скорость артиллерийских снарядов. Особую опасность эти частички представляют для различных оптических поверхностей: иллюминаторов ракет, зеркал выведенных в космос телескопов и т.д. Они их не смогут разбить, но постепенно испортят их поверхность настолько, что зеркала и окна станут никуда не годными. Кроме того, как считали учёные, космические корабли будущего будут использовать атомную энергию. Но все атомные энергетические установки требуют специальных охладительных систем: металлических ребер – холодильников для отвода тепла. В результате бомбардировки частичками космического вещества поверхности этих рёбер станут щербатыми, условия теплоотвода изменятся – и энергетические установки выйдут из строя. Такое вредное воздействие частиц получило даже специальное название «метеорная эрозия», и его нужно учитывать, особенно при продолжительных космических перелётах.

И вот искусственные спутники Земли и автоматические станции, запускаемые к Луне, Венере, Марсу, для изучения микрометеорной опасности учёные стали ставить специальную регистрирующую аппаратуру. Полученные исследователями результаты оказались довольно странными. Они говорили о том, что вблизи Земли количество пыли в тысячи, а то и в сотни тысяч раз больше, чем в межпланетном пространстве. На основе полученных данных во многих научных статьях и книгах стали появляться утверждения, что «Земля окружена довольно протяжённым облаком пыли».

Но откуда берётся эта пыль, и почему она собирается около Земли? На этот вопрос пытались ответить многие гипотезы. Одни учёные утверждали, что наша планета собрала это «покрывало» из пыли при своём движении вокруг Солнца, захватывая пылинки своим полем притяжения. Другие полагали, что виновата Луна. Наша ближайшая космическая соседка лишена атмосферы, поэтому все метеориты и другие путешествующие в пространстве частички доходили до её поверхности беспрепятственно. При ударе их о лунную поверхность происходил взрыв, в результате которого из образовавшейся воронки выбрасывается большое количество лунного вещества.  Некоторые выброшенные пылевые частички имеют такую большую скорость, что, преодолев притяжение Луны, уходят от неё. Однако эти скорости не настолько велики, чтобы преодолеть земное притяжение. Эти-то беглецы и окружают широким поясом нашу планету. Третьи учёные считали, что всё обстоит гораздо проще и пыль образуется, когда крупные, но рыхлые метеориты входят в атмосферу Земли, где они дробятся на мелкие частички. Однако все эти гипотезы имели массу недостатков, несовершенств и встречались с серьёзными теоретическими трудностями. Но гипотезы для того и существуют, чтобы их проверять. Какие из них верны, какие нет должен был показать эксперимент.

Чаще всего для исследования пылевого облака Земли на обшивке самого спутника или на специальной панели устанавливаются пьезоэлектрические датчики, сходные с теми, которые применяются в звукоснимателях у электропроигрывателей! У тех и других датчиков одна и та же задача – преобразовывать механические сигналы в электрические. Только в одном случае в электрические импульсы колебания иголки, когда она движется по бороздкам патефонной пластинки, и мы слышим музыку, в другом – удар метеора преобразуется в электрический сигнал – и исследовательская аппаратура регистрирует это событие. Датчики, установленные на космических аппаратах, настолько чувствительны, что достаточно крошечной пылинке попасть в спутник как вызванные этим событием ничтожно малые колебания его обшивки, усиленные во много раз радиотехнической аппаратурой, будучи переданы на Землю. При помощи таких датчиков было получено более 90% данных о микрометеоритах. Именно на них было открыто пылевое облако.

Но учёные всегда стараются проверить полученные ими данные другими способами. И вот спутники начинают походить на гигантские соты – это их поверхность покрыли небольшими специальными ячейками, наполненными газом. Внутрь каждой такой ячейки учёные поместили манометры. Теперь достаточно было пылинке при столкновении со стенкой ячейки прорвать ее, как давление там падало и чуткий манометр сразу же подавал сигнал. Каждая такая ячейка может сработать всего один раз, поэтому их на спутник ставят довольно большое количество. Так, на американском спутнике «Эксплорер-16» таких газонаполненных счётчиков было 160!

Появились и другие устройства – тонко стенные конденсаторы. Попадая в конденсатор, микрочастичка пробивает его пластинки и закорачивает их, о чём сразу же на наблюдательный пункт поступает доклад.

Но странное дело, эти устройства не замечали пылевого облака, они дали лишь по нескольку отчётов за длительное время. Отчего?

Объяснения нашлись сразу же. Пробить стенки ячеек или замкнуть пластинки конденсатора могут лишь крепкие, быстролетящие – «энергичные» частички, рыхлые же, «слабосильные» этого сделать не могут. Отсюда и несоответствие в полученных результатах.

И все же сомнения были заронены.

Изучались микрометеориты и в астрофизическом отделе ордена Ленина Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе Академии наук СССР. Но прежде чем поставить приборы на спутники, руководитель работ академик Борис Павлович Константинов, доктор физико-математических наук Михаил Михайлович Бредов и научный сотрудник Евгений Павлович Мазец решили в лабораторных условиях подвергнуть самому тщательному анализу сами эти приборы.

Всем, наверное, приходилось слышать, как потрескивают при нагревании или остывании печные дверцы, конфорки газовых плиток, электрические паяльники. Это происходит оттого, что в любой сложной конструкции различные её детали при изменении температуры меняли свои размеры неодинаково. А из-за этого происходят их микроскопические сдвиги относительно друг друга. Но эти перемещения происходят не плавно, а из-за наличия между ними трения – скачками. Вот эти-то незаметные для глаз смещения и сопровождаются легким потрескиванием. 

Такие же «тепловые щелчки» происходят в различных конструктивных деталях, в оболочках спутников и ракет, особенно если космический аппарат не стабилизирован и кувыркается, подставляя Солнцу то один бок, то другой.

Большая работа была проделана в институте, чтобы создать системы, не реагирующие на «тепловые счётчики». И вот сконструированные ленинградскими учёными приборы были поставлены на спутник Земли «Космос-135». Считалось, что если пылевое облако существует, то счётчик должен был дать до 100 соударений в сутки. Однако уже первые результаты опрокинули все ожидания. В течении 140 часов работы датчик не зарегистрировал ни одного! В следующие 12- часов аппаратура зарегистрировала лишь одно попадание микрометеорита. Может быть, плохо работали приборы? Нет, поставленный на спутник специальный имитатор ударов регулярно, через определенные промежутки времени, давал характерные сигналы. Аппаратура работала нормально. 

На спутнике стоял и второй датчик. Если первый был установлен на выносной панели и тщательно предохранялся специальной звуковой изоляцией от корпуса, то датчик второго прибора был расположен прямо на корпусе. Этот, второй, прибор всего за 150 часов работы дал 205 сигналов! Теперь ученые уже с уверенностью могли утверждать, что датчик второго прибора регистрируют в основном тепловые шумы. На их фоне просто невозможно заметить истинные соударения микрочастиц со спутником, даже если они и были. А раз так, то все становится ясным. «Запылённость» космоса везде в межпланетном пространстве примерно одинакова. Так измерения ленинградских физиков показали несостоятельность гипотезы о существовании вокруг Земли пылевого облака.

Ну, а есть ли вообще пыль в межпланетном пространстве? Конечно, есть. С этого утверждения мы и начали наш рассказ. И её количество, вычисленное теоретически, по зодиакальному свету, совпадает с результатом, полученными на спутниках серии «Космос». Объяснить возникновение такого незначительного количества микрочастиц в пространстве между планетами не так уж и трудно: поставщиками пыли являются кометы и астероиды. Распадаясь возле Солнца от его притяжения и тепла, кометы всё время пополняют запас пыли. Её количество растёт и за счёт дробления астероидов, из-за их столкновений с космическими астероидами или друг с другом. Но запыленность космоса не велика. Новые данные, полученные на спутнике «Космос 163», показывают, что за 1370 часов работы его аппаратуры было зарегистрировано всего три соударения с микрометеоритами. Так что пыли в космосе не так уж и много. Опасность «метеорной эрозии» преувеличена. 

І ще…

Взрыв звезды.

Астрономы Бернской обсерватории в Швейцарии открыли звезду, которая взорвалась в созвездии Большой Медведицы – в той её части, где находится «ковш». И хотя на самом деле по своей яркости сверхновая звезда превосходит наше Солнце в 1000000 млн раз, астрономы смогли увидеть эту «слабейшую звезду» только с помощью большого телескопа. Так далеко произошла катастрофа.

Если бы вновь открытая звезда находилась на таком расстоянии, на котором Солнце с трудом удалось бы найти невооруженным глазом, то она казалась бы в 4 раза ярче Луны!

Нептун затмил звезду.

Очень далеко от нас, на расстоянии в 4 с половиной миллиарда километров, медленно движется по своей орбите планета Нептун. Каковы его размеры, точно никто не знал. По разным наблюдениям диаметр предпоследней планеты Солнечной системы считался ровным от 45 тысяч до 53 тысяч километров. Но недавно произошло редкое в астрономии событие: на короткое время Нептун затмил одну из звёзд. И учёным посчастливилось более точно вычислить диаметр далёкой планеты. По новым фотоэлектрическим измерениям поперечник Нептуна равен 50000 километрам.

Атом, человек и Солнечная система.

Атом азота во столько же раз легче человека, во сколько раз человек легче Солнечной системы. А плотность ядерного вещества атома можно наглядно показать, если сделать сравнение с плотностью земного шара. Земля имеет массу около 66 000000000000000000 тонн и диаметр на экваторе 12756 километров. Если бы можно было сжать нашу планету до плотности атомного ядра, то её диаметр уменьшился бы до … 540 метров!

Печка под Землёй.

Наша планета больше нагревается изнутри от радиоактивного распада химических элементов, нежели от солнечных лучей. И сели это подземное тепло родилось на глубине в 400 километров, то оно может достигнуть поверхности лишь через два миллиарда лет. Такова ничтожная теплопроводность земной коры. На Солнце проникновение тепла даже с самых больших глубин до хромосферы идёт гораздо быстрее – за пятьдесят миллионов лет. 

 

 

Ю. Коптев 

 

 

 

Друк