Микола Носов «ШКОЛА ЖИТТЯ»

23 ноября всё прогрессивное человечество отмечает день рождения замечательного детского писателя Николая Носова..

 23 ноября всё прогрессивное человечество отмечает день рождения замечательного детского писателя Николая Носова. Все знают придуманных им персонажей – Незнайку и Знайку, Винтика и Шпунтика, полюбившихся всем поколениям. Бабушки, которым читали в детстве книжки Носова, читают их теперь внукам, и они по-прежнему нравятся представителям нового поколения, растущего уже в совсем другой стране…

Детство в Ирпене

Николай Николаевич Носов появился на свет 10 (23) ноября 1908 года в Киеве. После рождения Коли родители решили переехать в небольшой городок Ирпень поблизости Киева, с тем, чтобы Коленька и его старший брат Павел проводили больше времени на лоне природы. Воспоминания Носова о первых годах жизни передают атмосферу счастливой и дружной семьи и рассказывают и мирных и веселых днях:

«В наш механизированный век детям рассказывает сказки машина, называемая телевизором. В дни моего детства таких машин не было, и детям рассказывали сказки ближайшие родственники, чаще всего дед или бабка или какая-нибудь прижившаяся в семье старушка нянюшка. В нашей семье не было ни дедки, ни бабки, ни прижившейся нянюшки, а сказки рассказывал отец. И, нужно сказать, хорошо умел это делать».

Коля и Павлик проводили долгие дни, наполненные простыми мальчишескими радостями – ходили в лес, купались на речке, придумывали различные забавы и переживали приключения. Иногда, конечно, шалили и совершали различные мелкие проступки.

Носов в своей автобиографической повести «Тайна на дне колодца» писал: «Я был счастлив хотя бы уже тем, что меня никогда не воспитывали при помощи наказаний. Меня никто никогда не ставил в угол или на колени, не оставлял без обеда или без сладкого, не заставлял сидеть в душной комнате, когда так хотелось побегать на свежем воздухе во дворе, и т.д. Если мне иногда и влетало, то это можно было рассматривать лишь как случайность, непредвиденное обстоятельство или стихийное бедствие вроде наводнения или землетрясения, от чего не убережешься и на что нельзя сердиться, как нельзя сердиться на угол стола, о который ушибся». Мать мальчика занималась воспитанием детей (позже у Николая появились еще брат и сестра), а отец был актером. Зарабатывал он на жизнь тем, что в составе квартета «сибирских бродяг» исполнял песни каторжников. Однако спустя некоторое время по цензурным соображениям эти выступления прекратили. Отец Носова устроился на работу плотником в киевские железнодорожные мастерские, где делал деревянные лопаты для очистки железнодорожных путей от снега, а летом работал кочегаром на паровозе.

Страшные годы

Незадолго до революции Колю и Павла приняли в гимназию в Киеве. После вольной жизни мальчикам было тяжело привыкать в дисциплине и зубрежке. Однако это еще было не самое страшное. Вскоре произошла революция, и Киев оказался в самом центре гражданской войны – город постоянно переходил из рук в руки, а привычная жизнь разрушилась.

Носов мало написал об этом смутном времени, но все же глухо обмолвился:

"Старуху соседку, жившую за стеной от нас, подстрелили в один из таких боев на улице. Долгое время она лежала с закрытым какой-то дерюжкой лицом у двери своей квартиры, вытянувшись поперек узкого прохода так, что попасть к себе домой мы могли, лишь перешагнув через ее труп. Время было зимнее. Учились мы во второй смене. Темнело рано. И весь день неизменно преследовала мысль, что придется, возвращаясь домой, прыгать в темноте через труп старухи. А мертвецов я ужасно боялся. Хоронить ее было некому, она была совсем одинокая. Наконец за нее взялись собаки. Только тогда ее похоронили. Кто, где и как - этого я уже не знаю. Впрочем, я мог бы порассказать истории и пострашней. Но в них нет ничего поучительного. Так что я уж помолчу лучше".

Зато Носов рассказал о том, как много ему пришлось работать – с самых ранних лет. Он торговал углем в магазине своего дяди, был мальчишкой-газетчиком, возил лес на подводе, а затем устроился на бетонный завод. При этом он продолжал учиться. Вот что пишет Носов:

"Время мое в тот период было уплотнено до предела. Проснувшись на рассвете и едва позавтракав, я бежал с молотком в руках на бетонный завод и дробил щебень. Часа в четыре я работу кончал и бежал домой. Пообедав, я бежал на станцию, чтоб не опоздать к поезду. В поезде я спокойно мог отдохнуть, вернее сказать - почитать какую-нибудь книжку или учебник в течение 45-50 минут, то есть пока поезд шел от Ирпеня до Киева. Занятия в школе были с семи часов вечера до десяти или одиннадцати. После занятий я мчался обратно на вокзал, снова отдыхал в поезде под убаюкивающий стук колес и являлся домой частенько, когда уже было за полночь".

Однажды у него не было денег на дорогу из Киева, и он остался ночевать на вокзале. Однако в 12 ночи вокзал закрылся, и милиционер выгнал юношу на улицу. И там Носов познакомился в беспризорниками и ночевал вместе с ними! Он даже подружился с ними и потом часто ночевал в их компании – в заброшенных домах и чердаках. 

Удивительно, что при такой тяжелой жизни Носов все равно находил время для мальчишеских радостей – он прочел много приключенческих книг, пел в хоре, играл на гитаре и мандолине, выпускал самодельный журнал, научился сам собирать приемник. Все эти навыки потом найдут отражение в его повестях и рассказах. Героям Носова сразу веришь, потому что они настоящие и умеют делать множество разных вещей – ведь многим из них Носов придал свои собственные черты.

Особенно серьезно он увлекался химией, даже оборудовал химическую лабораторию. Носов собирался стать химиком, но соответствующего учебного заведения тогда в Киеве не было. Тогда юноша решил поступить в Киевский художественный институт, так как всерьез заинтересовался фотографией, даже сам сделал фотоаппарат.

"Наилучшая" работа

Через два года учебы Носов перебрался в Москву, где учился в институте кинематографии, который окончил в 1932 году.

Много лет он проработал в кино – был режиссером мультфильмов, научных и учебных фильмов.

Во время войны он снимал учебные фильмы для армии и даже был награжден орденом Красной Звезды.

Еще до войны он начал по чуть-чуть писать детские рассказы, но долгое время считал это баловством. Однако затем он все же начал печататься – сначала во всеми любимом журнале «Мурзилка». Его герои так полюбились читателям, что они постоянно требовали новых рассказов и повестей. Сам Носов тоже увлекся творческим процессом, и в результате в 1951 году он решил оставить работу в кино и стать профессиональным литератором.

«Я постепенно понял, что сочинять для детей является для меня наилучшей работой. Она требует много знаний, и не только лишь литературных...» 

И действительно, по его книгам можно было учиться – как вывести цыплят, как разводить пчел, или даже как не надо варить кашу.

А прочтя его сказочную трилогию о Незнайке, читатели получали массу различных сведений. Можно сказать, что советские дети впервые столкнулись с капитализмом в его книге «Незнайка на Луне» и узнали, что такое акции, биржа, реклама, кредиты и т.д…

Носов был известным писателям, книги его переводили на многие языки, но по воспоминаниям его внука, всегда оставался скромным и неприхотливым человеком, долгое время прожившим в коммунальной квартире и работавшим на износ.

Однако тяжелая работа, начатая еще в раннем детстве, рано подкосила Носова. Он умер в 1976 году, не дожив до своего 68-летия. На надгробии могилы писателя на Кунцевском кладбище куда-то весело бежит в своей огромной шляпе Незнайка - самый любимый герой Носова…

Татьяна Подвохина 

За матеріалами тижневика 

«Вечірка»

 


Друк   E-mail