Після того як в середині XIII століття Русь захопили монголо-татари, вона майже четверту частину тисячоліття перебувала в залежності від Орди.
Однак це не означає, що російські беззаперечно терпіли у себе окупантів. Час від часу різні князівства повставали проти загарбників. А деяким князям навіть вдавалося розбивати цілі ординські армії. А в 1327 рік (ще за 53 роки до перемоги на Куликовому полі), коли державою керував великий князь Олександр Михайлович Тверській, у Русі були чималі шанси повністю звільнитися від гніту Орди.
Тверское восстание
В конце лета 1327 года в Тверь приехал ордынский посол Шевкал, двоюродный брат правителя Орды хана Узбека. В памяти русского народа еще свежи были воспоминания об его отце - полководце Тудане, прозванном Дюденем. В 1293 году тот со своей ратью явился на Русь и сжег 14 городов. Сын оказался под стать отцу. Въехав в Тверь, Шевкал поселился во дворце, выгнав оттуда великого князя Александра Михайловича, и позволил своим воинам грабить, избивать и насиловать жителей. Люди жаловались князю, но тот их успокаивал, призывал терпеть, ведь в случае неповиновения ордынцы могли запросто спалить город дотла.
Однако вскоре поползли тревожные слухи. Поговаривали, что Шевкал задумал перебить местных князей и сесть в Твери, а города княжества раздать своим приближенным. Православное же население он решил обратить в ислам. Была объявлена даже дата насильственного посвящения в магометанскую веру - 15 августа, день Успения Пресвятой Богородицы, когда на праздник в городе соберется побольше народа.
День Успения и стал роковым для Шевкала. Когда накануне праздника ордынцы, по обыкновению издеваясь над народом, попытались отобрать лошадь у дьякона Дудко, тот воспротивился и закричал:
- О, мужи тверские, не выдайте!
Это стало последней каплей, переполнившей чашу людского терпения. В городе вспыхнул мятеж. Люди отправились к князю и стали требовать немедленных действий.
- В Орде были несправедливо казнены мой отец Михаил и брат Дмитрий, - вскричал Александр. - Теперь же они хотят истребить весь наш род княжеский. Время справедливой мести настало!
Утром 15 августа князь во главе своих воинов и жаждущих расплаты горожан отправился к Шевкалу. Услышав шум и увидев приближающуюся ко дворцу взбешенную толпу, ордынцы вооружились и вышли ей навстречу. До самого вечера на улицах Твери не прекращался бой. Наконец, Шевкал понял, что его войско практически полностью перебито, и с уцелевшими людьми заперся во дворце. Тогда Александр повелел поджечь дворец и заживо сжег Шевкала с остатками его дружины.
Федорчукова рать
Новость о жестоком убийстве племянника потрясла хана Узбека. Он решил, что вся Русь восстала против Орды. Возможно, если бы в тот момент действительно все русские города присоединились к тверскому мятежу, государство избавилось бы от власти захватчиков. Однако этого не произошло. Во-первых, оттого, что русский народ боялся ордынцев, которые время от времени устраивали карательные походы на Русь. Жители остальных земель думали лишь о том. чтобы их не коснулся гнев хана, когда тот станет мстить мятежникам. Во-вторых, не было согласия между правителями городов, которые сами время от времени воевали друг с другом. Этим и воспользовался Узбек.
- Буду казнить русских русскими! - решил он.
Зная о давней вражде между тверскими и московскими князьями, хан отправил к последним посла. Прибывший в Орду по его зову московский князь Иван Калита охотно принял предложение хана, который пообещал сделать его великим князем, если тот поквитается с тверичами. Калита вернулся на Русь при поддержке 50-тысячного ханского войска, которым командовал ордынский полководец Федорчук (столь необычное имя связано с тем, что тот принял христианство). Вся эта Федорчукова рать, как ее прозвали в народе, принялась опустошать не только земли мятежников, но и остальные, чтобы впредь неповадно было обнажать оружие против Орды. Виновница же мятежа, Тверь, практически обратилась в пепел. Не пострадали только Москва и еще несколько городов, поддержавших Калиту. Также удалось избежать страшной участи новгородцам: они откупились большой суммой денег и посланными ордынским полководцам дарами.
Псковский изгнанник
В следующем, 1328 году Иван Калита прибыл в Орду. Весть о сожженных русских городах порадовала Узбека. Тот посчитал это достойной расплатой за убийство брата и попытку поднять мечпротив ордынцев. Правда, хан остался недоволен тем, что убийце Шевкала, князю Александру, удалось скрыться.
Узбек, как и обещал, пожаловал Ивану Калите великое княжение. Тверь же он передал Константину, младшему брату Александра, который принял сторону москвичей и уверил ордынцев в своей верности. Однако, отпуская московского и тверского князей на Русь, Узбек взял с них слово, что те приведут ему на суд мятежного Александра. Исполняя ханское желание, Калита, вернувшись в Москву, сразу же отправил послов в Псковскую республику, где укрылся Александр.
- Хан Узбек повелел искать тебя и прислать к себе в Орду, - объявили бывшему великому князю послы. - Пойди же к нему, да не привлечешь же ярость его на всех нас. Ибо удобнее тебе за всех пострадать, нежели нам всем тебя ради пострадать и пустой всю землю сотворить.
- Значит, вместо защитников я нахожу в соотечественниках гонителей, - ответил Александр. - Больно смотреть, как христиане помогают неверным, служат им и предают своих братьев. Но я готов жертвовать собою для общего спокойствия!
Однако псковитяне заступились за князя.
- Останься с нами! Клянемся, что тебя не выдадим, - пообещали они Александру. - Лучше умрем с тобою.
После чего они велели послам убираться восвояси, сами же стали готовиться к обороне своих земель и даже воздвигли новую крепость в Изборске.
Иван Калита понимал, что если он не сдержит слово и не приведет Узбеку Александра, сам запросто сможет попасть к хану в немилость. Новому великому князю ничего не оставалось, кроме как собирать армию и идти на Псков войной.
В 1329 году воинство Калиты не спеша выдвинулось к псковским границам. Великий князь сознательно медлил, рассчитывая, что псковитяне испугаются собранной против них силы и выдадут изгнанника. Однако те не дрогнули. Поняв, что Псков и правда готовится биться до последнего, Калита остановил армию и собрал совет.
- Если сейчас пойдем на князя Александра, то все псковичи с оружием в руках встанут за него, - сказал он. - А рядом немцы, которые запросто могут прийти к ним на помощь. Есть ли способ без боя выманить и пленить князя?
И тут Калите пришла в голову идея: он убедил митрополита проклясть псковитян, если они не выдадут Александра.
Да только даже перед угрозой отлучения от Церкви псковитяне отказались предать князя. Тут уж не выдержал сам Александр.
- Да не будет проклятия на моих друзьях и братьях ради меня! - сказал он. - Лучше я уйду из вашего града, освобождая вас от данной мне клятвы.
Псковский народ с горечью отпустил князя-изгоя. Однако Калита рано обрадовался победе: Александр все равно не сдался, а отправился еще дальше - в Литву, где его с честью принял великий князь литовский Гедимин. Преследователи поняли, что теперь-то мятежника точно не достать, и ни с чем вернулись домой.
Впрочем, Узбек не сильно расстроился, узнав о том, что его врагу удалось уйти, и не стал за это карать русских князей. Постепенно хан и вовсе позабыл о тверском мятеже. Александр, погостив в Литве 18 месяцев, вернулся в Псков.
Возвращение домой
Восемь лет князь прожил у радушных псковитян. Но с каждым годом его все больше тяготило положение изгоя.
- Если умру в изгнании, то и дети мои останутся без наследства, - переживал он.
Наконец, в 1337 году Александр не выдержал и, несмотря на опасность, отправился в Орду. Узбек был поражен, увидев добровольно явившегося к нему врага.
- Господин вольный хан, - сказал Александр. - Хотя много зла сотворил тебе, но пришел к тебе или смерть, или жизнь от тебя принять. Если Бога ради по своему ханскому величеству дашь мне милость, благодарю Бога и твою милость. Если же смерти предашь меня, достоин я смерти, и вот голова моя пред тобою есть.
Слова князя тронули Узбека.
- Видите! Александр смиренною мудростию избавляет себя от казни! - объявил хан своим приближенным, после чего простил бывшего мятежника.
И вот в 1338 году Александр наконец вернулся домой. Народ с радостью встречал своего князя. Константин, за 10 лет восстановивший разоренную Тверь, не возражал, чтобы старший брат снова стал во главе княжества. И жить бы Александру мирно и счастливо на родной земле...
Жертва навета
Но не тут-то было! Когда весть о том, что хан помиловал его давнего врага, дошла до Ивана Калиты, тот увидел в этом угрозу своему правлению. Он не стал развязывать с Тверью войну, а решил действовать иным методом. В свое время отец и брат Александра были казнены в Орде по навету московских князей. Калита решил поступить точно так же. В 1339 году он отправился к хану и стал доказывать ему, что тверской князь вновь замышляет недоброе против Орды. Доводы Калиты показались Узбеку вполне убедительными.
Получив от хана приглашение посетить Орду, Александр заподозрил неладное.
- Если пойду в Орду, смерти предан буду. Если же не пойду, придет рать и много христианства пленено и убито будет. А виной тому всему буду я! - рассудил князь. - Лучше же мне будет одному за всех смерть принять.
По пути в Орду Александр встретил своего сына Федора, который уже побывал там. Тот рассказал отцу о гневе Узбека и попытался отговорить его от поездки.
- Да будет воля Божия! - ответил Александр и все-таки отправился к хану.
Месяц князь ожидал решения ханского суда. Многие русские князья и ордынские вельможи заступались за Александра, поддержала его и жена хана. Узбек сомневался. И тут в Орду приехали сыновья Ивана Калиты. Подготовленные отцом, они убедили ордынского правителя в том, что тверской князь для него опасен.
Узнав о том, что казнь неизбежна, Александр вернулся в Тверь, обнял родных и верных людей, причастился в церкви и вместе с Федором смело отправился принять свою участь. В том же году из Орды привезли на Русь их обезглавленные тела. Отца и сына похоронили в соборной церкви их родного города.
Олег ГОРОСОВ
За матеріалами тижневика «Таємниці ХХ століття»